redtigra: (desert)
[personal profile] redtigra
Прекрасный комментарий. На воздыхание
"Меня же чем дальше, тем больше влечет невыразительное и будничное,
перечисление движений и жестов - он встал, он пошел, - отсутствие
внешних украшений, возможность сказать все, не говоря ничего"

следует ответ, очень точный:

Но очень сложно достичь невыразительного - правильно выцветшей ткани
языка. Требуется изгнать не только цвет и вкус, но и меланхолию, а это,
мне кажется, очень трудно, требует огромной дисциплины и тренировки.


И это очень, очень точно сказано, к тому же, комментируемый текст, как сам автор сознается, с этой точки зрения определенно "не получился". А примечателен комментарий тем, что такого рода осмысленные, точные и нехвалебные комментарии под около-литературными текстами в ЖЖ не водятся почти вовсе. Это если не первый мной увиденный, то по пальцам точно считаный. Иногда попадаются "не понравилось", большинство "не понравилось" сопровождается некой эмфазой на отличии нигилиста от славящего хора, остальные просто "не понравились", с редким указание "почему" (второй по редкости зверь в ЖЖ - такие комментарии). Кстати, то, что у автора в журнале водятся такие комменты, в моих глазах весьма говорит за него, хотя самый журнал я вижу впервые, по ссылке.

Но я не о том. Я о минимализме, о скупости, о сознательном отказе - огромная дисциплина и тренировка, причем "невыразительное и будничное" можно - и нужно - менять на "мастерство", просто у каждого свое воплощение мастерства. Но в любом случае мастерство становится мастерством, когда тот или иной модус операнди является результатом сознательного выбора, а не "иначе не получается". Все "иначе не получается" неуловимо похожи друг на друга. Если лента, как у меня, изобилует литераторами и окололитераторами, ее общий, основной тон становится поразительно однородным, и лишь единицы вырываются наружу. У входа в литературный рай стоит садовник и раздает грабли с одинаковыми пластмассовыми ручками.

Есть некоторое количество людей, которых я слушаю, несмотря ни на что, чтобы делить глубину их дыхания. Если я настолько счастлива, что этот человек мне близок, я регулярно разбираю записанное на запчасти. Остальных я с благодарностью поедаю, но все труднее становится их отличить друг от друга. Протопища. Ровно-талантливая. Беда в том, что все - вернее, многие - начитанные и натасканные детки конца шестидесятых-начала семидесятых так илим иначе баловались литературкой. Мы все бойки пером, как и языком. И все одинаковые. Чтобы отличать нас друг от друга, нужно приглядываться к нам с любовью и тщанием, следить, волноваться, как выискивают лицо своего ребенка на классной фотографии. И мы собираем себе такую аудиторию на свои окололитературные проекты - тех, кто смотрит, заботится, волнуется. Или напротив, равно доброжелателен и всеяден, то есть по большому счету есть все и всегда благодарен. И то, что я становлюсь такой же всеядной, беспокоит меня. Все, что я могу делать - это стараться не давать спуску тем, за кем сама слежу пристально и кто согласен принять от меня такую заботу.

Грязный текст не работает, раз. Грязный текст подсаживает, как грязный наркотик - два. Снижается требовательность, повышается всеядность, новогодние шарики поддельные и не радуют.

Бергман, ставя "Войцека" Бюхнера, обсуждал, не стоит ли написать в программке просьбу не аплодировать по окончании спектакля. Подумав, решили не писать. Потому что задача сделать так, чтобы зритель в итоге сам не стал аплодировать. Чтобы потребность зрителя отблагодарить нашла единственно правильный путь. Бергман хотел, чтоб его отблагодарили молчанием. Насколько я помню, затея удалась.

На то он и гений. Собственно, посмотрев "Как делались "Фанни и Александр", можно примерно понять, как оно работает. Очень рекомендую.

Date: 2006-09-08 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
"натасканные детки конца шестидесятых" - для меня это та самая ненавистная "полуинтеллигенция". Они и пишут как бы с полувздохом в конце каждого предложения. (если отвлечься от того факта, что всех шестидесятников в одну обойму не запихнешь).
Талантливые люди (да, их развелось непомерно много, и я бы сузил, да) - они все-таки разные. И от невыразительных так же можно устать, как и от блестящих и переливающихся. Первые нравятся больше, конечно - но вряд ли стоит их хвалить за это :).
Они не могут иначе, как и мы не можем иногда смолчать, хоть опыт призывает именно что к молчанию.

Date: 2006-09-08 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
Талантливые детки конца шестидесятых - начала девяностых - это всего-навсего люди, родившиеся в этот период и более-менее не прошедшие мимо образования. Например, я. Или мой муж.

Дружище, простите меня, не могу удержаться.

Талантливые люди (да, их развелось непомерно много, и я бы сузил, да) - они все-таки разные. И от невыразительных так же можно устать, как и от блестящих и переливающихся. Первые нравятся больше...

Первые - это кто? Талантливые? Или невыразительные? По смыслу - талантливые, по строению текста - невыразительные. Или имеются в виду невыразительные талантливые? Крайне сбивчиво и неаккуратно построенная фраза

Они не могут иначе, как и мы не можем иногда смолчать, хоть опыт призывает именно что к молчанию.

Здесь не то что полувздох в конце предложения, а торнадо из вздохов.

Не примите за атаку, пожалуйста - и нет, я отнюдь не призываю вас к молчанию. Просто слово "ненавистный", мне кажется, требует более аккуратного обращения.

Date: 2006-09-11 01:41 am (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
Первые = невыразительные.

Конечно, надо было промолчать. Извините.

Date: 2006-09-11 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
Ни в коем случае, вы меня не так поняли, не надо молчать. Я к тому, что ненавидеть по таким малостоящим поводам не надо бы, что-то внутри ломается. А говорить говорите обязательно.

Date: 2006-09-08 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lentiayka.livejournal.com
Да, да.

Date: 2006-09-08 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] lentiayka.livejournal.com
Тигр, а кто готов услышать?
Даже посредственная я не готова, а кто-то более талантливый, ты думаешь готов?
Сделать вид, что не ранит, что не больно. Хотя это самое главное.
Конечно, по Лотреку, так чем больнее, тем лучше, но это чистое искусство, а окружающие гения люди, они всего лишь живые.
Они, прежде всего, субъективны. Даже в своей искренности.

Date: 2006-09-08 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
Субъективность и ценна прежде всего. Потому Бергман своего и добился, что нашел путь к живым людям. А слышать - зависит от собственной внутренней истомленности. Я так думаю.

Date: 2006-09-08 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] lentiayka.livejournal.com
Живые питают к живым непочтенье.
Живой – как и я, те же щи на бегу,
И мерзнет в мороз, и краснее в смущенье –
Что ж может он мочь, чего я не могу?
Как смеет?.. Да кто он?.. Нелепое имя…
Вот так, ничего, пусть не лезет вперед!..
Живые не век остаются живыми,
Живых не спросясь, их бессмертье берет.
И жадной оравой историки рыщут
В запутанном мраке обидных годов,
Тревожат останки на кладбище нищих…
И спорят заносчиво сто городов
За право назвать его сыном иль гостем…
Обрывок строки, партитуры, холста,
Хибары, мансарды, чернильницы, трости…
Музеи, музеи – их бедствий места!
Огни юбилеев… Президиум… Тонкий
Ученый доклад… Неизвестный портрет…
Что делать бы им, благодарным потомкам,
Когда б не ошибки отславивших лет, -
Кому поголовную нежность, всеобщий
Восторг свой несли бы они, душащий их?
Живые питают доверье к усопшим…
Простите живых.

Ирина Снегова

Date: 2006-09-08 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lentiayka.livejournal.com
Я еще что хочу сказать:

Как часто хвалебные оды - способ спрятать свою зависть.
Как часто критические отзывы не появляются, потому что человек боится, что он несправедлив.

Date: 2006-09-08 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
Да, конечно. Тут и возразить нечего.

March 2022

S M T W T F S
  12345
678910 1112
1314 15 16171819
202122 23242526
27 28293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios