redtigra: (Default)
[personal profile] redtigra
В некоторой озадаченности, не может же быть все так просто?

Взялась искать этимологию слова "начальник". Не нашла ничего убедительного. В основном, возводят к "началу", но как оно согласуется с руководством, толком объяснить не могут. Чего только не притягивают, вплоть до Талмуда. Похоже, что в повести Временных Лет возникает, к тому же, слово "начальница", которое может быть истолковано и как "руководительница", и как "родоначальница".

Взялась же я искать, увидев написанное чешское слово - načelnik, и вдруг увидев очевидный корень "чело", "лоб"; то есть начальник - просто тот, кто идет впереди. Корень "чать", считающийся универсальным славянским, не прослеживается.

Я вот думаю, не может же быть, чтобы Фасмер и прочие не поинтересовались соседними языками? как могла возникнуть разная этимология в двух близких языках?

Date: 2012-12-23 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Ну вообще-то "в начале" это и есть "впереди"

Date: 2012-12-23 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
или в конце.

Date: 2012-12-23 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] efz.livejournal.com
гугл говорит, что уже искали это слово. комменты тоже интересные
http://god-sr.livejournal.com/25705.html

Date: 2012-12-23 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
да, там вон аноним тоже предполагает чело корнем, ага. версия про причал мне кажется ложной - глагол "чалить" от того же корня, но вообще все это, конечно, задорновщина :)

Date: 2012-12-23 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] gala-gordeeva.livejournal.com
Да, у Фасмера начальник стоит под "начать" - от славянких начати, начьнж. Однако, дальше есть и вариант ирландского и галльского "cinim", возникаю, cét-первый.

Date: 2012-12-23 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
я знаю фасмеровский вариант, ага (а не задумывалась, что и "кончить" имеет тот же корень). ирландский и галльский идут ровно от той же идеи, зачинатель, образователь.

Date: 2012-12-23 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] daryapetrovna.livejournal.com
Корень "чел" означает также "целый", "здоровый".

Date: 2012-12-23 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
все-так "цел", а не "чел", нет? в чешском это тоже разные согласные.

Date: 2012-12-24 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] daryapetrovna.livejournal.com
В русском существовало чередование "Ц" - "Ч". В некоторых диалектах оно существует до сих пор.

Date: 2012-12-24 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
а вы можете привести пример? в особенности "чел" как целый? в чешском я не могу придумать, но я запросто могу не знать.

Date: 2012-12-25 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] daryapetrovna.livejournal.com
Это было в телепередаче, довольно давней, так что я мало что помню. Помню, что "человек" и "целовать" (делать здоровым, цельным) - однокоренные слова (я при этом вспомнила предание об андрогинах).
(deleted comment)

Date: 2012-12-23 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
все может быть, но вряд ли :) думаю, это поздняя интерпретация :)

Date: 2012-12-23 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] shet.livejournal.com
Может быть начальник - это тот, кому челом бьют? ;)

Date: 2012-12-23 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] n--n.livejournal.com
Ну вспомним выражение "быть под началом" в значении "быть в подчинении". кстати, чередование корней ча-чин обычно (начать - начинать). Также "чин" в значении "разряд службы". Видимо, было некое общее значение , связанное с идеей границы (кона), включающей в себя служащих кому-то. Но в целом надо искать еще однокоренные слова. "Чать" это не корень, а сочетание корня и суффикса инфинитива.

Date: 2012-12-26 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] daryapetrovna.livejournal.com
Отец (а он - русист) говорит, что слово "начальник" - однокоренное со словами "чалить", "причаливать".
Edited Date: 2012-12-26 08:01 am (UTC)

Date: 2012-12-26 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
я видела такую версию, но она не согласуется ни с Фасмером, скажем, ни с Лихачевым; и я, признаться, не могу сообразить связь. Тот, кто чалит, никогда не руководитель :) это дело матросское.

March 2022

S M T W T F S
  12345
678910 1112
1314 15 16171819
202122 23242526
27 28293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios