redtigra: (Default)
[personal profile] redtigra
У меня нет уверенности в том, что я смогу вразумительно написать - уж больно много мыслей одновременно, но попробую. Хочу сразу сказать - я не претендую на истину в последней инстанции ни минуты, я просто записываю и пытаюсь упорядочить мысли, которые мне было бы жаль потерять.
Началось все вот с этого постинга:

Но вообще было бы неплохо сделать самоубийства нелегальными. И запретить похороны на кладбищах. Сделать, например, такую специальную реку и в нее покойников скидывать. Ну и понятное дело, в терапевтических целях водить туда пациентов склонных к самоубийству и говорить: "Посмотри вверх - туда ты не попадешь". И следить как на склонившейся вниз голове меняется выражение лица, по мере того как в поле опущенного взгляда попадает река.

На мое возражение в комментариях, что, дескать, мировая практика знает такие гитики, и эффект получается ничтожно малым, если не обратным, мне возразили:

Я знаю, конечно. Но было бы интересно посмотреть статистику, тогда я думаю намного меньше на это решались. Вообще, чтобы быть добрым нужно быть жестким.

(Сразу скажу, чтоб не провоцировать ложного всякого, что ниже в комментах есть разъяснение, которое несколько меняет оттенок первоначального поста, хоть и ассоциируется у меня почему-то с "Незабвенной" Ивлина Во.)

Тем не менее, я убеждена, что это не метод, что это не жесткость, а необдуманная жестокость, и раздумья на эту тему очевидно выливаются в размеры, для комментариев непригодные.

В самом деле, если пугать таким образом человека, склонного к суициду, но не подошедшего к нему вплотную - пока, означает усугубить его отчаяние. Отец Григорий писал о страшной роли внешней модели, навязываемой человеку, который не может ей соответствовать; и подобное запугивание лишь ужесточит модель, прибавит ребер жесткости, сузит клетку, перекроет еще немного воздуха, потому что - знать, что даже после смерти ты не найдешь милосердия - чего ради и жить тогда?

Другой вариант развития - если человек суицидален и склонен при этом к нонконформизму, он может двинуться по "противной" дороге, аргументированной, в зависимости от степени агрессивности, от "запретного плода" до "я вам не верю" (потому что вы принадлежите миру, которому я противостою).

Если же человек, собственно, к краю подошел, то попытка подменить мотивацию на "дальше будет хуже, так что не торопись" не пройдет, потому что когда человек к этому порогу приходит-таки - вероятнее всего, он уже не может сменить мотивацию, потому что тут уже плохо так, что дальше как угодно - лишь бы по-другому. И хотя многие, как не смешно, скорее воспримут угрозу телу (ощутимое безусловное), нежели угрозу душе (неощутимое условное, не имеющее четких границ и представлений) - немногих это удержит.

Демонстрационные суцидальные попытки, думается мне, также следует подразделить на две группы - экспериментальные (исследовательский интерес к процессу, а не результату) и потенциально "настоящие".

Потенциально "настоящие" являются настоящим жестом отчаяния, их нельзя допускать. Гажется, [livejournal.com profile] gaidar писала о том, что нельзя игнорировать декларации такого рода, надо обязательно ехать и вынимать из петли; но она же писала и о том (если я правильно понимаю), что на этом все не только не кончается, а только начинается - не знаю, многие ли обратили на это внимание. Потому что уверенность того, что к тебе непременно приедут - это много, но человек должен знать, что когда после всего от него уедут - он не останется в пустоте. Нужно, чтобы было другое, то ради чего стоит жить; мне представляется, что в таких случаях (за исключением крайних случаев, когда игра "переигрывает" носителя, и тут-то нужна помощь квалифицированного психотерапевта, но в тылу обязательно должно быть то другое, иначе это пустой номер, по-моему) - так вот, в таких случаях спекуляции довольно быстро прекратятся, потому что обнаружатся более эффективные способы разделения и привлечения внимания. Я говорю об этом, опираясь на собственные наблюдения за человеком, склонным именно к таким спекуляциям и именно так от них излечившимся. Под "довольно быстро" в данном случае я понимаю срок в несколько лет.

Если же другого так и не возникнет - то "демонстративное" самоубийство приведет к удачному суициду - и не по недогляду или случайности, даже если кажется так. На самом деле спекуляции - это симптоматика деструктивного сценария, суицид - закономерная развязка. Суицид может быть опосредован (самый простой пример - наркотическая смерть, алкоголизм), от чего перестает быть суицидом, с моей точки зрения, только формально.

Экспериментальные суициды - возрастное явление у подростков без суицидальной матрицы, им просто интересно поковырять себя, как ту птичку - гвоздиком. Обычно это кончается надрезом кожи на запястье (как у меня), отравлением неправильно выбранной дозой или просто суточным сном) и тому подобное. Удавшиеся суициды в такой подгруппе следует считать несчастным случаем со всеми вытекающими. Такое случается иногда, увы, но это действительно случайность, как ни дико это звучит - потому что цели покончить с собой не стояло на самом деле. Иногда, кстати, подростки кокетничают неудавшимся самоубийством, если компания это позволяет, но опять-таки - если есть что-то другое, такие спекуляции быстро отторгнутся как менее эффективные.

Насколько мне известно, во мне никогда не было суицидальной матрицы - я всегда была уверена, что найдется выход, и выход в семье и вместе с семьей. Не надо думать, что я не врала родителям - врала, конечно, и суп, прости господи, выливала в унитаз, вместо того, чтобы съесть - потому что не всегда усилия по достижению консенсуса были сопоставимы с достигнутым результатом; однако я всегда на подсознательном уровне понимала, что меня любят, любят по-настоящему, то есть когда мое счастье перетянет ту чашу весов, на оторой лежит родительское. Это никогда особо не вербализовалось, так просто было, это нельзя подделать, ребенка нельзя обмануть, и даже напротив - моя взбалмошная мама со стороны скорее заставляет предположить как раз тот тип родительницы, который строит жесткие клетки - а на самом-то деле вовсе нет, но вербализовать это невозможно, это должно быть. Это стопроцентный лакмус - есть или нет. И все. "Установок на тебя у твоих родителей две, - сказал мне вчера [livejournal.com profile] a_str, - Моя жизнь за тебя и Живи!" - и ведь действительно: конечно, у них была для меня схема, она есть у всех родителей, но я ломала ее беспощадно, мой брак был, например, тяжелейшим ударом, и все равно - они выбирались из-под этого, находили силы посмотреть с другой стороны, они всегда ищут - и находят! - повод гордиться мной, а не упрекнуть. Нет, мы ссоримся и упрекаемся, ясное дело, но подоплека - позитивная, не деструктивная. Мы ругаемся от усталости или мгновенного непонимания, а любим друг друга всегда и всем сердцем.

Стрейнджер, как представитель другой стороны, сделал интересную заметку - он сказал, что не только и не столько родительская жесткая схема приводит к детскому и подростковому суициду, но несоответствие этой схемы действительности, и тут-то я опешила, потому что мне это в голову не приходило. А ведь это похоже на правду. Декларируется "Мы будем тебя любить, если ты станешь другим." Если поскрести это как следует, мы найдем палимпсест: "Мы хотим, чтоб тебя не было, поэтому зададим для нашей любви условия, которые нельзя выполнить, чтобы объяснить тебе, почему мы тебя не любим" - потому что для нормального человека признаться себе, что он не любит своего ребенка открыто - тяжело, если не невозможно. "Обрати внимание, - сказал Стрейнджер, - на этот мотив во многих сказках, хоть в "Коньке-Горбунке". Героя, являющегося нежелательным (ребенка), вышестоящий (родитель) отправляет на невыполнимые задания якобы чтобы герой мог заработать себе любовь (потребность) пресловутого вышестоящего, а на самом деле чтобы "герой" там сгинул. Когда герой все же выполняет условие, царь (родитель) попадает в тупик, потому что это не тот результат, который нужен, и снова повторяет схему в расчете на то, что она сработает. Завершается это обычно прозрением героя и убийством царя (ребенком - отца)". Но поскольку в жизни убить родителя - я, разумеется, не физический момент имею в виду, а освобождение ума и души - очень трудно, опять же, почти невозможно, да еще в одиночку, - то где-то рядом уже "демонстративный" суицид, а там - см. выше.

Так что - нет, я уверена, нельзя запугиванием предотвратить самоубийства. Любовью, надеждой - настоящими, невыморочными, интересом к жизни и нахождение места в этой жизни - да, и это единственный способ, хотя он тяжел, трудоемок - я даже могу себе представить насколько. Я знаю, как это тяжело даже с одним, кого любишь всем сердцем, всей жизнью; а какой нужно обладать душевной силой, чтобы так любить много людей - у меня и в голове-то не укладывается. Запретить, запугать кажется куда проще. И все же, Самый длинный путь оказывается самым коротким, это относится не только к дорогам. Об этом стоит помнить всегда. - говорит Будосёсинсю, и я уверена, что в данном случае так оно и есть.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

March 2022

S M T W T F S
  12345
678910 1112
1314 15 16171819
202122 23242526
27 28293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 13th, 2026 11:34 am
Powered by Dreamwidth Studios